Yandex.Metrika
Домашний иконостас
+375(29)862-60-19 +375(29)135-73-80 Гранитная мастерская
Домашний иконостас

Домашний иконостас

Домашний иконостас

Как невозможно представить православный храм без величественного иконостаса, отделяющего алтарь от остального помещения, точно так же не существует правослвного человека, в доме которого не стояли бы на почетном месте наиболее почитаемые в его семье иконы, и как бы ни складывалась жизнь - даже в самой сложной ситуации сохранит такой человек хоть самый маленький образок как наиболее ценную свою святыню.

В самом широком смысле икона - это изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, архангелов или святых. Однако икона - это не картина, у каждого иконописного изображения есть глубокий религиозный смысл. Иконы ни в коем случае не рассматриваются церковью как "портреты" или "обычные изображения", но точно также они не являются амулетами или предметами поклонения. Почитание икон принципиально отличается от поклонения идолам в языческих святилищах. Нельзя "молиться иконе" - можно и нужно молиться перед иконой, обращаясь к Тому и к тем, чье символическое изображение на ней запечатлено. Изображение на иконе не тождественно Богу, оно является лишь символом - но именно через свою символическую природу позволяет духовно приобщиться к изображенному, делает для человека возможным через предмет нашего, физического мира проникнуть в сверхъестественный мир запредельного.

Чтобы для молящегося перед иконой человека стало возможным приобщение к священному, все иконы пишутся по строгим, веками выверенным канонам. Иконопись всегда была и остается делом священным. Каждая деталь, каждая краска на иконе имеет свое символическое значение и не может быть произвольно изменена. На иконах не существует перспективы и никогда нет теней. Задача иконописца - передать тот исходящий от лиц свет, источник которого находится вне нашего мира. Каждая икона - это окно в мир иной природы, открытое для тех, кто обладает духовным зрением.

Цвета на иконах никогда не смешиваются, и каждая краска также имеет свое значение. В иконописи используются только несколько цветов: золотой цвет означает Царства Божие и самого Господа; пурпурный символизирует высшую власть; красный цвет означает вечную жизнь и победу над смертью, это цвет Воскресения; белый - цвет Божественного света, невинности, чистоты и святости; синий (его часто называют цветом Богоматери) - символ иного мира, символ соединения в одно целое небесного и земного; зеленый - цвет жизни земной, зелеными красками на иконах пишут сцены Рождества; коричневый символизирует временность и тленность человеческого существования, смертность человека; черный - цвет смерти и зла, а также цвет тайны. Другие краски на иконах не используются.

Каждый иконописный образ формировался в течение длительного времени и стал итогом огромной работы иконописцев и священников. Любая русская икона ухидит своими корнями в византийскую, греческую традицию, воспроизводимые сего дня композиции и сюжеты сложились еще в древние времена первых веков христианства. Русская иконописб развивается в рамках греческой традиции начиная с самого момента крещения Руси. В самой же Греции иконописные школы продолжали существовать даже в самые сложные периоды истории, после падения Византии, когда Греция страдала под игом иноземного владычества.

Принципиальных отличий между русскими и греческими иконами нет, однако существует ряд особенностей, присущих сегодня работам греческих иконописцев. Во-первых, на греческих иконах всегда используются намного более яркие краски - это сохранившееся в греческой школе наследие византийских мастеров, считавших главным достоинством священного образа его красоту. Во-вторых, на греческих иконах, в отличие от русских, почти не уделяется внимание фону - молящийся сосредоточен только на святом лике, все остальные элементы сюжета передаются очень условно. И в третьих, греческая школа иконописи большое внимание уделяет передаче действия. Русские иконы более статичны, на греческих же фигуры как будто движутся, каждая греческая икона - это будто бы мгновенно застывший поток, причем лики изображаются так, чтобы образ всегда был обращен к молящемуся, с какой бы стороны от иконы ни располагался человек.

Какие именно иконы должны находиться на домашнем иконостасе - зависит, конечно, прежде всего от личных предпочтений.

Однако есть и некоторые общепринятые положения. В каждом доме должны находиться хотя бы по одной иконе Спасителя и Божьей Матери. Если есть возможность, можно дополнительно поставить иконы наиболее почитаемых святых, апостолов и архангелов. Огромным почитанием у русского народа пользуются Николай Угодник, Параскева Пятница, Георгий Победоносец. Особняком стоят именные и свадебные иконы, есть также традиция размещения дома мерных икон, изготовляемых на заказ по мерке, снятой с новорожденного. И наконец, очень популярны в домашних иконостасах праздничные иконы - специально для совершения молений в дни церковных правздников.

Размещается домашний иконостас обычно в восточной части дома, поскольку восточное направление имеет в православии особое богословское значение. Однако с учетом современных реалий, допускается размещение икон практически в любом свободном и доступном месте. Главное требование тут - чтобы молящиеся не испытывали стеснения из-за недостатка свободного пространства. Считается неуместным также располагать православные домашние иконостасы по соседству с книжными шкафами и современной техникой - телевизорами, магнитофонами, компьютерами, а также размещать среди икон такие предметы убранства квартир и домов, как статуэтки, панно, настенные календари, плакаты и другие элементы декоративного интерьера. Недопустимо также присутствие на иконостасе репродукций, пусть даже и религиозного характера. Если даже на домашнем иконостасе располагаются всего одна или иконы, ставить рядом с ними имитации нельзя.